ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ст.Павлодольской
Пятница, 10.05.2024, 16:05
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Основание станицы Павлодольской и формирование казачества. Жизнь и быт казаков. (1777-1920гг)РегистрацияВход
Меню сайта
Мини-чат. Пишите будем рады Вам ответить!
Форма входа
Основание  станицы Павлодольской и формирование казачества. Жизнь и быт казаков. (1777-1920гг)
Нельзя не удивляться, что при таких невзгодах, при такой нужде Терский казак не пошатнулся духом, не потерял мужества, и сумел сохранить у себя те боевые качества, которые унаследовал от дедов. Его спартанская бедность позолочена лучами военной славы, прекраснее всех других видов славы, как покупаемой кровью и страданиями.                         (И.Д.Попко)
История российского государства неразрывно связана с казачеством, потрясающим феноменом, не имеющим аналогов в мире. Около четырёх веков назад в Предкавказье жил многочисленный народ, населявший берега Терека, Кубани, Дона, который называл себя «казаками». Вольные и смелые люди, бесстрашные и отчаянные воины, стали впоследствии надёжным оплотом южных рубежей России. Как на Кавказе появились общины вольных людей, вызывает среди историков много споров. Казачество свойственно только России. Казаки по своей природе люди храбрые, живя осёдло, они не только защищали свои границы, но и защищали свои семьи и трудом нажитое хозяйство.
И фамильная честь,
И семейная честь,
Честь станичная,
Честь войсковая.
Коли сложим в единое –
Это и есть
Честь казачья
Вовеки святая.
Положение казачьих войск окончательно определилось к концу княжения Василия Иоанновича III в начале 16 века. Казачьи войска были на положении,  независимом от Москвы. Казаки доносили Москве об опасности со стороны Крыма и азиатских орд, а также о прохождении караванов. Одной из самых прочных связей с Москвой были церковные. К концу 15 – в начале 16 века казачество представляло собой войско с налаженным бытовым укладом, с населёнными городками, хорошо оборудованными для обороны и хорошо налаженным внутренним управлением.
Терское казачье войско образовалось совсем иначе, чем Гребенское. Основание ему положили не домовитые казаки-хуторяне, а та голытьба, те бездомные, гулящие  люди, которые на реке Терек находили себе превосходные зимние стоянки, с обильными угодьями для рыболовного и охотничьего промыслов. Здесь в низовьях Терека терялась черта между шамхальскими и кабардинскими владениями, и сюда-то, в непролазную глушь притеречных камышей, недосягаемых ни для какой московской погони, стекались удальцы со всего Поволжья. Сюда как в безопасное убежище бежали кабардинцы, чеченцы, кумыки, большие и малые ногаи, грузины, армяне, черкесы, - все, кому тесно было жить на родине, кого преследовали. Все это были люди того же пошиба, что и русские вольные казаки, а потому они легко уживались. У терцев никто не спрашивал, какого они роду племени, какую исповедуют религию, христиане жили вместе с магометанами, с католиками и приверженцами других религий.
До вступления на престол Екатерины Великой казаки исключительно защищали Терскую Линию, но по восшествии на престол, Екатерина Великая обратила внимание на эту горстку геройски бившихся казаков и приказала генерал-майору Потапову укрепить на Тереке урочище Моздок. Кабардинский князь Кончокин Кургоко (при крещении Андрей Иванов) в 1759 г.,  владелец Малой Кабарды, принял участие в Петербурге в государственном перевороте. Императрица пожаловала ему чин подполковника и разрешила поселиться на левом берегу Терека в урочище Моздок (Мезъ-догу, то есть крупный лес). Количество переселенцев стало быстро расти. Из них-то и была образована так называемая Горско-Моздокская казачья команда. В 1763 году была поручена постройка поселения и небольшого форпоста полковнику Гаку, и в 1765 году Моздокский форпост был построен, который был превращён в сильную крепость, вооружённую 40 орудиями, Иванов стал первым комендантом крепости Моздок. В 1970 году с Дона было вытребовано 100 семейств, которые составили  под самым Моздоком нынешнюю станицу Луковскую, и были специально назначены служить прислугой при крепостных орудиях. Гарнизон Моздока был составлен из казаков, переведённых из Астрахани.
Такая краткая предыстория основания станицы Павлодольской.
Широко раскинулась степь по левому берегу реки Терек. Степь тянется к северу в сторону Ставрополья, бурунов и сливается с Прикаспийской степью. Здесь, в 17 километрах от Моздока на левом берегу Терека, по его рукаву Ерошта, расположилась станица Павлодольская.
Степь подходит к Тереку отдельными террасами, и вот на последней террасе и была основана наша станица. Содержание крепости Моздок обходилось государству очень дорого, поэтому образование мирных гражданских поселений, которые обеспечивали военные гарнизоны продовольствием, было крайне необходимым. Вот почему появление слободы под названием «Павлов Дол» в 1777 году, а в будущем станицы Павлодольской было встречено доброжелательно. Через 3 года после основания в слободе Павлодольской проживало 475 душ обоего пола. А в 1823 году по приказу генерала Ермолова слобода Павлодольская была приписана к казачьему сословию, переименована в станицу, а жители стали называться казаками. Первое время станицу называли Ероштинской или просто Ерошта. Местность была очень красивой. В поймах Терека по обе стороны стоял дремучий лес. Росли гигантские дубы, карагач, ясень, тополь, крушина, орешник. В диком состоянии было много плодовых деревьев: яблони, груши, алыча, калина, кизил, барбарис. На полянах красовалась высокая сочная трава, много подснежников, фиалок, ландышей. Богата была и фауна: волки, лисицы, зайцы, барсуки, стадами бродили дикие свиньи, попадались кавказские медведи. Лес оглашался голосами множества птиц. В заливах Терека обитало много диких уток, куликов, гусей, воздух оглашался криком цапли. В изобилии водились красавцы фазаны, куропатки, соловьи, сойки, дрозды, вальдшнепы, дятлы, щеглы, кукушки. Степь была необжитой целиной, многие годы не распахивалась. Почвы плодородные. Особенно живописной была степь летом: серебрилась ковыль, рядом росли полынь, шалфей, пырей. Ночью воздух наполнялся различными звуками: сверчки – слышалась очаровательная музыка. Жители станицы ездили далеко за куру распахивать целинные так называемые войсковые участки.  Прекрасные природные условия соответствовали тому, что население станицы стало увеличиваться. Сюда приходили крестьяне, бежавшие от помещиков, из Тамбовской, Воронежской областей, с Дона, Украины и других мест. Здесь жили не только православные казаки, но и молокане, старообрядцы-поповцы, баптисты, из которых была образована другая слобода под названием Большая Ерошта, она находилась в четырёх верстах от слободы Павлодольской. Основные фамилии: Лисицины, Синицыны, Добрынины. С образованием Большой Ерошты слобода «Павлов Дол» стала называться Малой Ероштой, здесь жили православные: Кульбаченко, Носовы, Немченко, Юровы. На самом высоком месте, где сейчас школа и клуб, был образован редут с валом и рвом, обнесённым терновником. В центре в 1800 году по указу архиепископа Астраханского и Моздокского Платона стали строить деревянную церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Церковь была построена без единого гвоздя, легко разбиралась и переносилась на другое место. Постройка церкви была завершена в 1803 году и в том же году была освящена. Известно, что первым церковным старостой был Егор Савельев, от него 10 сентября 1803 года эту должность принял Назар Иванов. Перед освящением церкви обе слободы объединились.
В станице Павлодольской по данным церковных клировых ведомостей в 1825 году проживало 84 двора молокан. Будучи казаками, они несли одинаковую службу с православными и за заслуги также производились в офицеры. Так в 1833 году атаманом станицы был молоканин-хорунжий Лисицин. В 1881 году в Павлодольской проживало 2/3 православных и 1/3 молокан и 40 дворов баптистов. Население росло очень быстро, в 1878 году в станице проживало 3248 душ обоего пола, а в 1917 году – 5012, естественно росло и число дворов в станице, а в 1797 году по ведомости проживало всего 204 человека.
В истории Терского казачьего войска станица Павлодольская занимала особое место. Эта особенность определялась тем, что располагалась она в эпицентре наиболее развитого сельского хозяйства, а с другой – находясь вблизи Моздока, станица входила в систему военно-организационных структур Моздокского казачьего отдела, составлявших его боевую ударную силу. Начиная с 1823 года, казаки-павлодольцы отличались исключительно боевой выучкой и сплочённостью. В первую очередь новоявленные казаки познакомились с многочисленными повинностями, в том числе и с военными. С семнадцатилетнего возраста мужское население считалось военнообязанным. В 1829 году станица Павлодольская, а также станицы Прохладная, Приближняя, Екатериноградская, Черноярская, Новоосетинская, Курская, Луковская и Государственная вошли в состав Горского казачьего полка. После того, как в 1871 году Горский и Моздокский полки были объединены в один полк – Горско-Моздокский, станица Павлодольская вошла в состав этого полка. С введением нового положения в 1888 году Горно-Моздокский полковой округ вошел в состав Пятигорского отдела, а с 1899 года был образован Моздокский казачий отдел, станица Павлодольская вошла в этот отдел. В тревожные годы Кавказской войны почти все павлодольские казаки были заняты военною службою. Все жители станицы входили в так называемую «Павлодольскую сотню». В 1845 году павлодольцам надо было  выделять для её комплектования лишь трёх офицеров, восемь урядников, восемь приказных, двух трубачей и 143 служащих казака. Остальные казаки привлекались к службе по мере надобности.
I.    Жизнь и быт казаков станицы Павлодольской
Станица Павлодольская была превращена в своеобразное военное укрепление. Она была огорожена терновником и вырытым вокруг него рвом, а на четырёх углах стояли пушки. В стенах этого довольно примитивного укрепления было пробито пять ворот, из которых двое выходило на реку Терек, двое в соседние станицы Новоосетинскую и Луковскую, одни в степь. Возле ворот постоянно стояли часовые, на броды реки Терек назначались ночные секреты, а на все дороги, ведущие в соседние станицы, высылались пикеты. По своей планировке она мало чем отличалась от других станиц Терского казачьего войска. В те времена, когда станица была ограждена земляным валом и являлась своеобразным военным укреплением, с целью экономии места дома (турлучные хаты – плетень, забитый глиной) строили в один ряд, где на каждый двор приходилось не более 100-150 квадратных саженей. Такая скученность построек, состоящих из легковоспламеняющегося материала, являлась в случае пожара причиной уничтожения целых жилых улиц. По воспоминаниям современников в начале 20 века произошло два пожара: во время первого сгорело более трёхсот дворов, во время второго – более ста. Один из крупных пожаров пришёлся на праздник Святого Пантелеймона, станичники до сих пор почитают и празднуют день этого Святого. Во время пожаров гибло всё имущество. К чести павлодольцев, они не пошли «по миру» с протянутой рукой, не впали в отчаяние, а дружно,  при взаимной помощи, буквально за несколько лет восстановили станицу собственными силами. При строительстве были ликвидированы за ненадобностью остатки крепостных сооружений, заметно увеличена площадь под индивидуальные постройки, расширены улицы, станица избавилось от былой угнетающей тесноты и скученности.
В центре её на площади стояла деревянная церковь, которая простояла до 1939 года. Фотографию Георгиевской деревянной церкви подарил музею Кущенко Анатолий Иванович, остов этой церкви до сих пор цел. В 1889 году была освящена кладбищенская церковь (часовня), построенная на средства генерала от кавалерии С.А.Венеровского – «в память чудесного избавления от опасности при станции Борки 17 октября 1888 года Государя Императора Александра III и его Августейшей семьи». А в 1911 году построили кирпичную церковь, которая напоминала по своему внешнему виду собор, стоявший на Красной площади города Моздока. Строили всем миром, раствор для кладки кирпича замешивали на яйце. Жертвовали на строительство кто что мог. От центральной площади расходились улицы, ближе к центру строились служебные постройки и возводились дома зажиточных казаков. Проживающее в станице население делилось по говору. Часть имела разговор «акающий» - эту группу называли кацапы. На «а» и «я» произносились слова: няси, приняси, пайдём, вядро, мяшок, жана, чаво, Стяпан, Ягор. Другая часть населения говорила на смешанном русско-украинском языке. Их называли хохлы. Эти две группы относились к православной вере. Их фамилии были: Дьяченко, Карпенко, Сергиенко, Петриченко, Руденко, Носовы, Сараевы, Ивановы, Уваровы. У сектантов: молокан и баптистов, особый говор на «и», например: ниси, бижи, лигушки и др. Фамилии: Лисицины, Пушкарёвы, Медведевы, Густомясовы и др. В результате улицы станицы Павлодольской делились, так улица Хохлатская (ул.Ленина) была заселена переселенцами из Харьковской губернии, они получили все льготы на переселение и строительство, это русские «хохлы». Владимирские драгуны, отслужившие и расформированные, образовали семьи, их повенчали в полковой церкви, и они построили и заселили будущую Большую улицу, ныне улица Гагарина. На улице Кривой (ул.Моздокская) проживали русские кацапы, на Непочётной (ул.Социалистической) русские казаки. Название этой улицы местные жители (Кущенко А.И.) связывают с именем Е.Пугачёва. Волжское войско, от которого отделился Моздокский полк, изменило и встало в ряды пугачёвских шаек. После того как мятеж был подавлен, казаки были наказаны и высланы императрицей на новую линию, по 100 казаков в каждую станицу.
Все они были очень разные, но их всех объединяла вера, труд во благо самих и общества, защита дома и Отечества.
Подчёркивая своеобразность Терских казаков, А.П.Ермолов отметил: «Из всех казаков, существующих в России, нет им подобных. Я никогда не видел, чтобы они стреляли попусту; никогда не видел, чтобы они скакали под неприятельскими пулями – всегда идут шагом, они всегда отличались от всех прочих казаков особенной ловкостью, исправностью оружия и добротностью лошадей. Осознание собственного достоинства, неукротимая внутренняя страсть к свободе, безграничное величие духа и широта натуры и в то же время осознанные твёрдые устои самодисциплины, служили основой храбрости и отваги Терских казаков».
Казачьи общины формировались в условиях пограничной полосы, вдали от централизованного государства и правительства. Казаки были людьми вольными и на протяжении веков сами создавали законы, по которым жили. Все важные вопросы решались на круге или  на сходе. Круг мог быть и станичным и общевойсковым. Дежурный есаул, который вёл круг, начинал его словами: «Именем Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа». Он напоминает казакам об обычаях. На круге должно быть не менее 2/3 списочного состава. Старики занимают почётные места слева от атамана. Совет стариков обладает словом «вето». Священник вправе остановить круг и напомнить о христианской морали. Затем входит атаман. Приветствуя его, казаки встают, но головных уборов не снимают. Сидит только священник, к которому атаман подходит первым, он здоровается и подходит под благословение. Затем казаки снимают шапки, священник читает молитву, после круг начинает свою работу. Каждый выступающий на круге, выходит, снимает шапку, а одевает её только тогда, когда закончит выступление, если шапка не надета, значит, выступающий не всё сказал. При принятии решения атаман спрашивает казаков: «Так ли, господа старики? Так ли честное казачество?». Заканчивается круг молитвой. На сход приглашаются и иногородние и женщины. Сходы были различные: очередные, чрезвычайные, особые сходы – это собрания, на которых разбирались тяжбы. Атамана выбирают голосованием на круге. Есаул спрашивает: «Господа честные казаки, люб ли вам атаман такой-то?». В старину голосовали поднятыми обнажёнными клинками. Будущего атамана ведут, держа за руки, два пристава, причём, по традиции нельзя касаться голою рукою руки или щеки атамана, так как считалось, что так он может потерять свою силу. И так ведут его к присяге. Приставы снимают мундир, разрывают рубаху, так, чтобы виден был нательный крест, и объявляют: «Православный!». Казаки отвечают криком: «Любо». Атаман, стоя лицом к станице, произносит: «На Христовом Животворящем кресте, на священном писании присягаю: служить верно, не щадя головы и живота своего. Беречь казачью честь, приумножать достояние станицы, беречь казаков! Я – ваш отец, вы – мои дети!». Затем целует крест и лежащее на аналое Евангелие. На него надевают атаманский кафтан, саблю и через левое плечо полотенце – символы его военной и хозяйственной власти. Далее вручается пернач (символ военной власти), а старики подносят насеку (посох с насечёнными именами бывших атаманов). Обычно атамана избирали сроком на три года, но в тех случаях, когда общество находило работу атамана неудовлетворительной, его могли переизбрать и раньше. Многие атаманы, как Г.Ф.Черкасов, К.В.Машенцев, А.Н.Уваров, С.А.Козлов, многое сделали для подъёма благосостояния станицы. Но были и исключения.
Павлодольцы, собравшись на круг 12 марта 1912 года, решили для управления и распоряжениями  хозяйственными деньгами и капиталами избрать временный исполнительный комитет, состоящий из пяти казаков. Председателем комитета был избран Г.Д.Жулин. Однако, 19 марта, состоялся Круг под председательством уполномоченного в войсковом Круге инженера А.Н.Привалова, где произошел бунт со стороны православных казаков, выступивших против избрания Г.Д.Жулина, в связи с тем, что он по своему вероисповеданию был баптистом. Зачинщиками этого бунта были Д.Шарошкин, С.Ряшенцев, В.Немченко, П.Носов, И.Пальников, Г.Ефремов, и вместо него был избран С.Немченко.
На протяжении многих веков у казаков выработались свои обычаи и законы, в которых много было народной мудрости. У казаков не было тюрем. За проступки секли, но это не способствовало развитию преступности, так как виновный не был в обществе преступников. Женщины и дети при наказаниях не присутствовали. Казаки заботились всей общиной о вдовах, сиротах и стариках. Им отдавали часть добычи, привезённой из походов, и наделяли особыми правами. Сирот называли «атаманскими» детьми. Атаман всегда знал, сколько сирот, и всегда следил, чтобы их не обижали. В случае потери кормильца, вдова через совет стариков обращается к атаману с просьбой объявить её старшего сына (не меньше 10 лет) главой семьи. Казачок вставал на стул, на его плечи набрасывали бурку, полы её накрывали мать и его младших братьев и сестёр. Атаман, касаясь перначом плеча казачонка, объявлял: «Я объявляю тебя главою семьи, с этой минуты семья на руках твоих, и домашние должны слушаться твоих советов». У казаков вся домашняя и сельскохозяйственная работа лежала на женщине. Казачка не только убирала с полей урожай, но и ухаживала за домашним скотом, ткала сукно, шила одежду, заготавливала еду впрок, занималась рукоделием, седлала коня и подавала его мужу. При таких широких обязанностях она сохраняла миловидность, аккуратность и даже щегольство в одежде. Если же надвигалась опасность, то в отсутствие мужчин казачка могла вести вооружённую оборону станицы, защищая родные святыни и детей. На женщине-матери лежала ответственность за воспитание детей, обучению их разумно жить, честно трудиться, быть порядочными и благородными, быть добрыми и щедрыми. Она почитала с детства почитание корней родства. Казаки были глубоко преданы православной христианской вере, но вместе с тем отличались веротерпимостью. В казачестве было до 40 национальностей и для того, чтобы стать казаком, не обязательно было принимать христианство. Красота божьего храма – гордость для казака. Посещение храма в дни богослужений и по праздникам (Пасха, Рождество, Троица и другие престольные праздники) для казаков было обязательным. Казачьи молитвы: «Символ веры», «Молитва за Отечество», строго соблюдались десять заповедей божьих.
Политика на Кавказе всегда была сложной. На отношения людей с горцами влияли, наверное, два фактора. С одной стороны, была политика Российской Империи, а с другой – просто отношения людей, живущих рядом. Особое значение в общении горцев и казаков имела меновая торговля. Возле крепостей образовывались слободки, заселённые горцами. Горцы и казаки заключали совместные браки. Многие казаки имели в аулах кунаков. Куначество, тесно связанное с законами гостеприимства, представляет собой не просто дружбу, а скорее побратимство. Защищать кунака от нападения было принято даже ценой собственной жизни. Обычай аталычества, известный среди горцев, распространялся и на казаков. Своё название о получил от слова аталык (воспитатель). Маленького мальчика отдавали на воспитание в другую семью (горцы в казачью, казаки в горскую). Возвращались в семью после 18-летия. Семьи приобретали значение своеобразного кровного родства. Казаки переняли у горцев национальный костюм, некоторые детали вооружения и быта. Тяжелые сабли заменили  кинжал и шашки в сафьяновых ножнах, а черкеску казаки полюбили за лёгкость и удобство покроя. Закон, по которому казак являлся на службу со своей лошадью, обмундированием, холодным оружием, оставался до 1917 года. История сохранила некоторые подробности этого закона. Из одежды необходимо было иметь: 2 черкески, 2 башлыка, шапку, шаровары, сапоги, 2 пары белья, торбу для овса, 2 уздечки, подковы с гвоздями, седло, кинжал, шашку. Строевую лошадь принимала комиссия на соответствие несения воинской службы в войске. Срок службы был сокращен с 25 лет до 20 лет. Уже в три года мальчика сажали на коня и подстригали ему чуб. Этот обряд называли постриги. Традиционным напутствием командира перед выступлением в поход были слова: «Смотри, береги казаков!». У молодых казаков были серьги в ушах. Одна серьга в левом ухе – единственный сын. Одна серьга в правом ухе – последний в роду наследник. Две серьги – единственный ребёнок.  Командир в бою видел, кого надо поберечь.
II.    Хозяйственная деятельность казаков станицы Павлодольской
Казачья пословица «Хорош казак на гумне, хорош и на войне» сложилась старыми людьми недаром, ибо военные качества войска всегда находились, и будут находиться, в тесной зависимости от его домашнего хозяйства. Территории, расположенные вокруг крепости Моздок, стали быстро заселяться, неизменно девственные степи давали полную возможность делать обширные запашки, вознаграждать труд земледельца и содержать скот. Это приволье, это обилие земли притягивали казаков. Общий станичный надел земли к 1917 году составлял 36000 десятин земли. Паевой надел на каждого казака 13,8 десятин. Остальная земля находилась под выгонами, пастбищами. Но ведущее место отводилось хлебопашеству. Целину пахали плугами и впрягали четыре пары волов.  А на следующий год обработку вспаханного участка производили сохой, запряженной только одной лошадью, и засевали его семенным зерном. Поле засевали 2-3 года, а потом оно отдыхало 15-20 лет. Земли было много, но зажиточные казаки обрабатывали землю сами, а бедные составляли своеобразные товарищества, где по очереди пахали. В ведомостях за 1861 год сообщалось, что павлодольцы продали 1010 четвертей зерна на сумму 2525 рублей. Убирали хлеб по старинке серпами и косами, это был тяжелый труд казаков на уборке и обмолоте урожая. Так 11 мая 1917 года казаки Ф.Козлов, М.Белых, Д.Львов и М.Суслов купили паровую молотилку. Отдельные казаки возводили мельницы, водяные и ветряные.  Известны имена владельцев в 1844 году: Пичугин, Хламов, Зимин; в 1917 году – Б.Бабенко, Ивановы, Рябошенко и Яковлев, А.Попов, И.Сараев, В.Соловьёв.
Другое не менее важное место в экономике павлодольских казаков занимали скотоводство и коневодство. Бескрайние степные просторы с богатыми пастбищами и водоёмами, с хорошими климатическими условиями способствовали развитию этих отраслей.  В 1868 году на 294 двора приходилось рабочих волов – 706, коров – 1820, овец и коз – 1160, свиней – 1080. Павлодольцы не отказывали себе в еде и много скота продавали на рынках. Исходя из чисто хозяйственной и военной необходимости, казаки с глубиной и прямо отеческой заботой относились к развитию коневодства. В станице очень строго следили за племенным составом и уходом за подрастающим молодняком. Так на 1868 год численность конского табуна составляла 701 головы. Благодаря такому заботливому отношению в Павлодольской даже в самые тяжелые годы Первой мировой войны численность конского поголовья не уменьшалась. Так в 1917 году в станице было 2954 лошади, что составляло на 100 душ мужского населения по 91 лошади.
Много внимания павлодольцы уделяли развитию овощеводства и виноградарства. По сообщению командира Горского полка, жители станицы возделывали овощи в изобилии. Огороды находились в пойме Терека. Часть шла на удовлетворение собственных потребностей, а часть вывозилась для продажи в город Моздок. Освоили павлодольцы и виноградарство, в 1859 году собрали 383 пуда винограда. Однако широкое распространение виноградарство получило в конце 19 века. В 1895 году по инициативе отставного войскового старшины А.Н.Уварова и атамана Г.Ф.Черкасова, пустовавшие участки земли с запада и с востока были отведены под виноградники. Каждый станичник получил свой надел. Немецкая колония Гнаденбург (ныне Виноградное) продавала павлодольцам саженцы новых виноградных сортов. В процессе активной хозяйственной деятельности павлодольские земледельцы и скотоводы очень быстро истощили земельные запасы вокруг станицы и, естественно, встал вопрос о необходимости освоения запасных земель, лежащих на дальних (50 верст) окраинах станичного юрта. В результате казаки стали выселяться из станицы и на «вольных» землях образовывать хутора с многоотраслевым хозяйством: хутора Молоканский, Зайцев и т.д. Они постоянно проживали в хуторах и только по необходимости приезжали в станицу.
В станице было две кузницы, одна принадлежала Е.Козлову, который хорошо знал кузнечное дело, другая – совладельцам А.Чепику и А.Сулименко, которые практически обеспечивали ремонт всей сельскохозяйственной техники. Для обеспечения станичников промышленно-галантерейными товарами имелось 3 частных магазина-лавки, которые принадлежали Л.Мхитарову,  А.Мхитарову и В.Рязанову.
Река Терек была очень богата рыбой, которая заходила с Каспия, рыбу ловили батогами и на зиму солили в бочках, на Чёрных землях сеяли бахчи. На телегах в конце августа везли арбузы, по всей станице стоял арбузный аромат, варили мёд. В бочках мочили яблоки, солили помидоры и огурцы. Когда начинался Великий пост, казаки использовали собственные запасы. Ероштинцы-павлодольцы прекрасно понимали, что их материальное благополучие зависит не только от размеров земельных наделов, но и от того, насколько рационально они будут использовать эти земли, от их труда и сплочённости. Такая служебно-производственная сплочённость помогала казакам-павлодольцам переживать трудные периоды своей жизни, связанные с засухой, пожарами, военными опасностями и политическими потрясениями.
После 1917 года


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Календарь
    «  Май 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031
    ПОГОДА
    Павлодольская
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 43
    ПОСЕЩЕНИЯ
    Free Hit Counter
    HTML Counter
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz